Ива Афонская: «У творческого человека немного более причин для эмиграции, ему нужна и важна духовная свобода»

0
4595

Эмиграция для творческой личности всегда своего рода испытание на верность в своём даровании. Именно поэтому с годами многие приходят к тому, что уже не в силах с былой уверенностью бороться за своё творчество в это турбулентное, начиненное иными интересами и энергиями время.

Ива Афонская — поэтесса, художник, фотограф и блогер, делится своим опытом эмиграции. Разрушая стереотипы, искренне рассказывает о своём творчестве, о своём мироощущении и единственно верном способе творить свою судьбу, полагаясь лишь на свои силы.

Ива расскажите, что Вас привело к выбору профессиональной деятельности?

— Что мы понимаем под профессиональным выбором, что мы называем профессией и профессиональным выбором? То, чем человек зарабатывает? Так творческие люди зарабатывают чем придётся, часто меняя за жизнь десятки работ и профессий. Вспомните, например, Куприна — у него был очень длинный список занятий и работ. Чехов работал врачом, и был крупнейшим русским писателем — что является его профессией, медицина или литература? Поэт Чичибабин, как он пишет в одном из стихотворений, служил в трамвайном управлении. Так же и я переменила «сотни» работ, кем только не работала — преподавателем вуза и школы, репетитором, редактором в редакции, секретарём в офисе, служащим в банке, продавцом в книжном магазине, в первой эмиграции в Германии уборщицей в магазине — перечислять долго. Всё это было ради денег и не имело никакого отношения к самореализации, которую я видела только в творчестве, и было только досадной жизненной помехой, мешающей творчеству. Всю жизнь я отправлялась на ненавистную работу, желая каждый день застрелиться или повеситься от того, что делаю не то, что хочу, и нет сил и времени делать то, что хочу. Настоящим делом я всегда считала творчество, но им до нескольких последних лет не зарабатывала. Так что считать профессиональным выбором? Какую профессию и работу — то, чем зарабатываешь, или то, что считаешь призванием? Ведь это в наше время очень редко совпадает для творческого человека.

НАШЕ ВРЕМЯ ДАЁТ ТВОРЧЕСКОМУ ЧЕЛОВЕКУ НОВЫЕ ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ, КОТОРЫХ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО РАНЕЕ

Я занимаюсь несколькими видами творчества — я поэтесса, немного пробовала себя в прозе, рисую картины, занимаюсь фотографией, а недавно открыла свой сайт afonskaya.ru, чтобы попробовать себя в роли блогера. А вот, пишу стихи и рисую я с раннего детства, ещё до того, как научилась писать и читать, так что мой жизненный личный выбор был с момента рождения. И к окончанию школы я уже понимала, что никакая другая человеческая деятельность не будет мне интересна и не будет моей.

Почему для художника, писателя и просто творческой личности эмиграция порой так необходима?  

— В эмиграцию уезжают все, и не творческие люди, и творческие — по одним и тем же причинам. У творческих людей нет особых причин для эмиграции, отличных от других. Но может быть у творческого человека немного более причин для эмиграции, потому что ему нужна и важна духовная свобода, о которой обычный человек может быть и не задумывается и отсутствия её не замечает. Много творческих людей из России сейчас живут в эмиграции, в разных странах, и продолжают там творческую деятельность — потому что если есть потребность в творчестве, она реализуется везде, несмотря на все трудности, которые в эмиграции приходится преодолевать.

Как решиться на перемены, и с чего начать реализацию своих творческих планов?

— Как решиться на перемены — не могу ответить на этот вопрос, какие тут могут быть рецепты? Если душа человека созрела для перемен, он решится, если нет — не решится, это индивидуальная работа души, которая идёт у каждого сама, доходит до такого развития — или не доходит, потому что развивается иначе, и никакие советы на тему «как решиться на перемены» тут не помогут никому. И зачем учить кого-то решаться на перемены? Кто хочет, тот решается. Не может решиться — значит, не до такой степени надо. Кого-то устраивает его жизнь, и ему не нужны перемены.

С чего начать реализацию творческих планов? Творческие планы у каждого свои. В каждой судьбе это должно быть по-своему. И это во многом зависит не только от человека, но от обстоятельств, от возможностей, которые даёт жизнь, и они тоже у каждого индивидуальны. Но тут всё развивается по известной пословице: «кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины». Было бы желание заниматься творчеством, была бы в душе такая потребность — тогда человек найдёт пути реализации непременно. Наше время даёт творческому человеку новые варианты реализации, которых не существовало ранее, благодаря интернету, новому и самому великому изобретению двадцатого века, на мой взгляд кардинально изменившему мир. У меня такое ощущение, что наше время каждый день даёт творческому человеку новые варианты реализации. Раньше в советское время этого не было. Опять же понятие «реализация творческих планов» тоже относительно и каждый его понимает по-своему. Кто-то будет понимать его как возможность, предположим, стать известным художником, или продавать картины за большие деньги и хорошо зарабатывать на них. А кому-то достаточно того, что он просто имеет возможность рисовать и видит счастье в самом процессе творчества, не думая ни о славе, ни о заработке — и вполне счастлив, и для него это реализация творческих планов.

Как связаны для вас эмиграция и творчество?

 — Совмещать творчество и заработок в наше время очень сложно и очень немногим это удаётся, и большую часть жизни у меня не было такой возможности, но в последние годы она появилась. Мой первый муж был профессиональным фотографом, в первую эмиграцию я приехала к нему в Германию, о фотографии я даже не думала. И только когда я развелась с мужем и вернулась в Россию, через некоторое время, я увлеклась фотографией всерьёз. Стала продавать фотографии через сайты фотографических и художественных агентств в интернете, российских и зарубежных, у меня появилось много публикаций в прессе как фотографа, в самых известных российских изданиях и за рубежом. В эмиграции в Германии, живя в прекрасном старинном городе Нюрнберге, я рисовала этот город на улице, и прохожие останавливались и изъявляли желание купить картины — этого не происходило со мной в России, там я всю жизнь рисовала для себя и о продаже картин даже не думала. Так первая идея о продаже своих картин пришла ко мне именно в эмиграции. Одна немка, художница, знакомая моего мужа, сказала мне: «Я видела ваши работы, вы талантливы». Другая, русская эмигрантка, сказала: «Твой муж дурак. Вместо того, чтобы гнать тебя работать уборщицей и зарабатывать на хлеб, мытьём полов, он бы лучше дал тебе возможность рисовать и, будучи жителем этой страны, знающим язык, помогал продавать картины, ты бы больше зарабатывала, чем махая шваброй». Но мой муж относился к моим картинам весьма скептически. После развода я вернулась в Россию.

Работа И. Афонской акварель, town Nuremberg in Germany.

Я стала фотографировать свои картины и продавать фотографии картин в интернете, а уже во второй эмиграции в Болгарии стала продавать репродукции и оригиналы картин по интернету, и первой проданной картиной, была именно картина, написанная в Нюрнберге с видом этого города — её купили, аж, за океаном в США. Благодаря продаже фотографий и картин стала возможна финансовая свобода во второй эмиграции в Болгарии, где я живу самостоятельно, не завися ни от каких иностранных мужей. Сейчас я живу пусть не полностью, но в большей степени на средства, зарабатываемые творчеством, и также планирую жить в будущем — благодаря этому вторая эмиграция и стала возможна. Ведь для многих главная проблема эмиграции — возможность или невозможность найти заработок в другой стране, из-за невозможности его найти для некоторых эмиграция оказывается невозможной. Так для меня творчество, возможность зарабатывать творчеством и возможность эмиграции переплелись по жизни. Не только творчество возможно в эмиграции, но и эмиграция стала возможной благодаря творчеству. У меня здесь есть знакомая российская писательница, которая тоже живёт в Болгарии, занимается творчеством, пишет книги, и живёт в эмиграции на эти средства — у неё также жизнь в эмиграции финансово стала возможной благодаря творчеству. Эмиграция в Болгарию дала мне более комфортные условия для творчества — и жизненные, и психологические, и дала новый стимул для творчества — здесь я запустила свой сайт, и это для меня новый этап и как следствие новые планы. А пока можно похвастаться былыми победами: в Германии я напечатала стихи в антологии русско-немецкого стиха, сейчас в Болгарии выходит моя публикация в альманахе. Я проводила литературные вечера в Москве, недавно состоялся мой литературный вечер в Болгарии.

Ива, расскажите о вашей формуле успеха.

— У меня нет формулы успеха, если бы была, я бы наверно его достигла, но я не нашла этой формулы, и потому я не считаю, что достигла успеха. Успех не является моей путеводной звездой, и с моей точки зрения не должен ею являться. Также считал, например, Пастернак: «Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех». И что считать успехом? Это вопрос очень сложный. Каждый его понимает по-своему, что для одного успех, для другого вовсе нет. Успех многие связывают с карьерой, с высокими должностями и зарабатыванием денег. Это, конечно, нужно, но это не всё, а для творческого человека успех в общепринятом смысле слова может быть не важен. Творческие люди часто любят свободу, возможность заниматься творчеством, и предпочтут уйти с хорошо оплачиваемой работы. Они будут жить на маленькие деньги, но иметь возможность заниматься творчеством, и эту жизнь будут считать более успешной, чем ненавистную работу за большие деньги, которая отнимает всё время жизни. Успех связывают с известностью — но многие, признанные после смерти гениями, при жизни были неизвестны и бедны.

Я НЕ ПЕРФЕКЦИОНИСТКА, И НЕ ЛЮБЛЮ НАВЯЗЫВАНИЯ НА ЛЮДЕЙ КАКИХ-ТО ЯРЛЫКОВ И СВЕДЕНИЯ К КАКИМ-ТО ФОРМУЛАМ И НАЗВАНИЯМ

Ива,  поделитесь вашим секретом счастья, что вас мотивирует и вдохновляет?

 —  Смысл и счастье человеческой жизни вообще и своей собственной я вижу в красоте и творчестве — в том, чтобы видеть красоту мира и самому её создавать, тем самым приумножая эту красоту по мере сил. Мотивирует и вдохновляет меня красота мира, красота творчества других людей, и возможность самой быть в ряду тех, кто эту красоту создаёт. Свою реализацию я вижу в творчестве и только в нём. Меня очень вдохновляет, когда я вижу, что то, что я делаю, кому-то нужно. Что людям нужны и нравятся мои стихи, мои картины и фотографии. Что люди приходят на мои творческие вечера, и композиторы пишут песни на мои стихи, что покупаются мои картины, фотографии. Тот процесс творчества и счастье, которое он даёт, важны сами по себе, не зависимо от того, востребовано ли это и приносит ли это коммерческий успех.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here