В нечетные годы, с мая по ноябрь — время, когда музейно-галерейная жизнь по всему миру приостанавливается. Ни в Америке, ни в Европе на эти дни стараются не назначать новых выставок, поскольку публика, ходящая по вернисажам, отбывает на Венецианскую биеннале, самый главный в мире арт-смотр с давними традициями. 57-я Венецианская биеннале в этому году проходит с 13 мая по 26 ноября 2017 года. Темой  выставки объявлен призыв Viva arte viva! (Да здравствует живое искусство!). Куратором биеннале стала Кристин Масель, художественный критик, директор культурного Центра Помпиду в Париже.
На биеннале свои национальные выставки в этом году устраивает 51 страна, 120 художников, 103 из которых прежде никогда здесь не выставлялись. Идеи дебютантов и качество их воплощения позволяют сделать однозначный вывод, что искусство по-прежнему живо.  Многие проекты создаются прямо на месте с участием зрителей. Они, например, могут зайти в огромный шатер — проект «Священное место» Эрнеста Нету — и пообщаться с коренными жителями амазонских джунглей. У самых старых участников — в том числе и у России — есть собственные павильоны в садах Джардини, остальные находят себе приют в городе.

Впервые  выставка искусства состоялась в 1895 году. На первой Венецианской биеннале были представлены работы художников из 16 стран. С тех пор каждые два года это масштабное арт-событие собирает самых эксцентричных и талантливых современных художников, вызывая в обществе дискуссии, скандалы, протесты и вдохновение.

Наши люди в Венеции

Русские в этом году продолжают ставшее уже традиционным наступление на Венецию — здесь открывается несколько выставок, организованных российскими государственными и частными культурными институциями.

В официальную параллельную программу вошли такие проекты как, «Theatrum Orbis Terrarum», — связанное с географическим атласом,  «Человек как птица. Образы путешествий», «Не переставая строить утопию»,  «Пространство, сила, конструкция»- эти проекты каждый раз меняются, неизменным остается одно — в павильоне России, которому уже более ста лет, показывают национальную выставку.

Особенно хочется отметить драматургию нынешней выставки, где прослеживается своего рода динамика от разрушения к возрождению через три разных проекта художников двух поколений. Милитаризм, терроризм и тотальную слежку у Гриши Брускина в проекте «Смена декораций» символизируют сотни будто бы сделанных из белого гипса скульптур. Составленные из них многофигурные композиции эффектно смотрятся в темном пространстве, где время от времени на стенах возникает их светящаяся проекция, многократно увеличенная.

С помощью гаджета посетитель выставки может свободить закованных во льдах людей, по ассоциации с девятым кругом ада Данте, где находились предатели. У художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова из Recycle Group это люди, заблокированные в соцсетях по разным причинам — хакерство, неприемлемый контент. Они также представлены в виде белых скульптур — ледяных глыб, из которых проступает то нога, то голова. Но стоит навести на них гаджет, как на его экране лед исчезает и фигуры появляются целиком, будто в тепловизоре.

Символическую точку в проекте ставит видео Саши Пироговой «Сад», в котором разобщенные люди объединяются. По мнению организаторов проекта, это дает надежду на возрождение, с которой посетители выходят в сады Джардини к другим павильонам.

***

Национальный павильон США представит калифорнийский художник Марк Брэдфорд. 55-летний Брэдфорд известен своими абстрактными холстами-коллажами, масштабными инсталляциями и исследованием темы расовой дискриминации в Америке. В Венеции художник представил оригинальный проект под названием Tomorrow is Another Day (Завтра – другой день). В течение семи месяцев биеннале Марк Брэдфорд будет работать с итальянскими заключенными и помогать им адаптироваться в обществе.  У проекта Завтра – другой день есть персональный сайт, где автор инициативы отмечает, что проект расскажет о разорении, насилии, возможностях, амбициях и вере в способность искусства привлечь нас всех к актуальным и глубоким дискуссиям и даже действиям.


Перестроить Южный Централ, Марк Брэдфорд © www.artsy.net

Французский художник, скульптор и дизайнер Ксавье Вейан обещает, что французский национальный павильон на 57-й Венецианской биеннале станет местом слияния современного искусства и музыки. Инсталляция Вайана Студия Венеция оформлена в виде студии звукозаписи, в которую ежедневно будут приходить музыканты, звукорежиссеры и создавать новый музыкальный материал. Часть музыкальных инструментов для проекта будут изобретены и созданы самим Ксавье Вейаном.

Studio Venezia © www.veilhan.comНегласный приз зрительских симпатий сейчас принадлежит выставке «Эмиссары» в павильоне Новой Зеландии, хотя «Золотого льва» вполне может получить и сирийская экспозиция «Все восхищаются величием Пальмиры» о пострадавших от террористов памятниках всемирного наследия.

Надеемся данный материал, о самом интересном событии года, собранный благодаря разным источникам с просторов сети интернет, воодушевит Вас на новые открытия, так как — Искусство живо! — Viva arte viva!   


 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here