Несколько лет назад тогдашний премьер-министр Чехии Шпидла, который занимался на досуге статистикой, обнародовал ужасающие, но интересные собственные подсчеты. Если, мол, Чехия будет и далее пребывать в демографическом кризисе, то буквально через 20-30 лет в стране не останется трудоспособного населения, которое будет способно прокормить армию пенсионеров. А через 60-70 лет чешская нация вообще рискует исчезнуть с лица земли. Я как раз из того самого поколения семидесятниц, которое в последние годы и является причиной беби-бума в стране. Думаю, что после того как наше сильное поколение, желающее еще что-то оставить после себя на этом свете, выйдет из деторождаемого возраста, Чехию точно ждет демографический кризис.
На самом деле я хотела написать вовсе не о кризисе рождаемости, а о том, как собственно проходят роды в Чехии. Не знаю к чему приписать хорошее отношение к будущим мамам врачей, гинекологов, акушерок, хирургов в чешских больницах. То ли потому, что что-то святое еще осталось, все-таки жизнь зарождается новая, как бы избито это не звучало, то ли потому, что в больницах, в общем, все равны.
Страховка и гинеколог
Я рожала в пражской больнице Мотол в октябре 2008, на осмотры ходила к гинекологу в Праге 6, везде меня принимали вежливо и с радушием, хотя ни для кого не секрет, что к иностранцам чехи часто относятся без особого уважения и даже с презрением.
К моменту зачатия у меня уже было ПМЖ, но страховую компанию я не меняла, не было нужды. А когда наступила пора зарегистрироваться у гинеколога в качестве беременной, вот тут и наступили проблемы: ВЗП, в которой могут страховаться иностранцы давно уже задолжала многим, и врачи не хотят принимать пациентов со страховкой ВЗП. Так как беременных заметно прибавилось в последние годы, а врачи не справляются с наплывом, то сейчас крайне сложно найти гинеколога, который бы вас взял «под крыло» со страховкой сильно задолжавшей компании. Пришлось мне спешно менять ВЗП на что-то другое, а точнее – на Военную страховую компанию.
И даже так гинеколога было сложно найти, удалось мне буквально «откопать» оного, потерявшегося в корпусах Технического университета в Дейвицах. Гинеколог был, ни много ни мало, такого возраста, который еще помнит Первую мировую, но тем не менее очень неплохо сохранившимся. Сначала мне показалось, что он очень поверхностно и несерьезно относится ко мне, но как показало будущее, его подход был самым правильным – я не волновалась в течение всей беременности, да и сама беременность протекала спокойно, я работала и путешествовала до последнего дня.
Чешские врачи советуют беременным пить пиво!
На консультациях у гинеколога мне было сказано, что в целом беременным ничем нельзя злоупотреблять, а пить пиво не только можно, но еще и полезно, и даже нужно, поскольку комплекс витаминов, содержащийся в оном напитке ну ничем не заменить и не восполнить. Это, видимо, еще одна из особенностей пивных республик. Одна из моих подруг, рожавших в Праге, сказала, что чешские врачи – это золотая середина, они и ответственны в меру, и при этом не будут искать болезни, которых нет, в результате и мама, и ребенок спокойны. У своего гинеколога я появлялась раз в месяц, начиная с 12-й недели. На УЗИ каждые три месяца я ходила в роддом, даже скорее в отделение для беременных и родов в Мотоле, в котором должна была зарегистрироваться сразу же. Когда я лежала на УЗИ каждый раз приводили толпы медиков-практикантов, которых спешно готовили на «борьбу с беби-бумом». Я была этому тоже очень рада, так как практикантам на моем примере объясняли по 40 минут как развивается плод, где и что у него находится, для меня это было крайне интересно и познавательно! Кстати, такие практические и подробные выкладки на меня действовали успокаивающе.
Наплыв беременных семидесятниц
В роддоме же я сдавала анализы, касавшиеся врожденных возможных заболеваний ребенка, которые есть в генах родителей. При регистрации мне сразу же сказали, что хоть я и пришла на 12-й неделе, с направлением, по месту жительства, тем не менее, все роддома переполнены на 8 месяцев вперед! И что возможно, когда подойдет мой срок, меня не примут в моем роддоме, а будут возить по другим, пока не найдется свободное место. Огромный наплыв беременных «сильного поколения семидесятниц» чувствовался на каждом шагу: от конвейерного потока беременных у гинекологов до записи на УЗИ, от очередей в коридорах в отделениях для будущих мам до палат в родильных отделениях.
Декретные тонкости
За несколько месяцев до родов я позаботилась о том, чтобы поднять себе искусственно зарплату. У меня своя фирма, и чтобы иметь право на декретные не 3 тысячи, как у всех безработных, а 7 тысяч чешских крон, нужна была зарплата. К тому же я хотела так называемой «быстрой выплаты» — 11 тысяч в месяц, пока моему малышу не исполнится 2 года. На такое пособие имеют право только обладатели ПМЖ.
За 6 недель до родов я официально вышла в декрет, то есть мне стали выплачивать декретные, хотя можно по договоренности с гинекологом или при осложнениях выйти в декрет еще раньше. За месяц до родов меня перевели на обследование к гинекологам уже непосредственно в роддом, где у меня должны были принимать роды. Каждую неделю надо было отсиживать в очереди из беременных, чтобы полежать рядом с монитором, где можно было услышать, как бьется сердце ребенка. Там же проходило обследование гинекологом, которое больше напоминало вопрос-ответ: У вас все в порядке? — Все в порядке. — До свидания, до следующей недели.
Роды
Правда, за две недели до родов выяснилось, что немного не досмотрели мои анализы в самом начале и, оказывается, по результатам первого УЗИ было видно, что у ребенка довольно большой процент возможности синдрома Дауна и что сделать уже ничего нельзя, а остается только ждать, что же из меня выйдет. Мне дали подписать бумаги, где было написано, что бы из меня не вышло и как, ответственность лежит только на мне. Дело в том, что все беременные женщины, которым за 30, автоматически записываются в группу риска, и им предлагают сделать анализы околоплодных вод, а после 35 такой анализ женщина уже обязана сделать по закону, чтобы выявить возможные аномалии у плода.
Схватки начались с утра в день 80-летия основания Чехословакии. Я вызвала скорую, которая долго проверяла мои документы. Пока меня привезли в роддом и там осмотрели, составили все бумаги и подготовили к родам, подошло и время рожать.
Между схватками я засыпала от усталости, так как непосредственно до родов до последнего работала и не отдохнула. Мне вводили стимуляторы. А во время самих родов между потугами я чувствовала, что сил у меня рожать просто нет, и пыталась поторговаться с врачами на предмет: нельзя ли как-то по-другому родить, чтобы столько не мучиться самой. Меня так морально и физически поддерживали и подбадривали врачи, акушерки и сестры, что было чувство, что им это надо больше, чем мне. После того, как ребенок появился на свет, я испытала просто огромное облегчение, что наконец-то он из меня вышел. Огромного прилива счастья, как об этом много говорят, у меня не было, так же как не было мультиоргазмов и сразу проснувшейся всепоглощающей любви к своему отпрыску. Дитя приложили сразу же к моей груди, оно не присосалось, зато описало меня, что послужило хорошим знаком того, что почки у него в порядке. Его на время отнесли и через некоторое время привезли уже в теплом инкубаторе, и пока меня зашивали, он на меня пристально смотрел. Здесь опять надо должное чешским врачам, доктор как белошвейка, которая плетет тонкое кружево, очень аккуратно и с любовью зашивал то, что немного подрезали.
После родов
Мне дали немного отдохнуть и перекусить после родов, привезли в двухместную палату и сразу же доставили туда ребенка в маленькой прозрачной кроватке на колесиках. Сестра рассказала мне, что и как надо с ребенком делать, я подписала бумаги, что я прослушала этот мини-курс, и мое дите осталось в полном моем распоряжении 24 часа в сутки. Одна из моих подруг, которая рожала в Праге, заранее интересовалась каждым роддомом в отдельности и выбирала тот, в котором хочет рожать. Так вот, Мотол, где рожала я, был в ее списке самым не демократичным, так как считается, что персонал в нем работает по старинке, как в старые добрые соцвремена, строго и консервативно. Мне лично это понравилось, так как моего ребенка сестры заставляли брать грудь и сосать, что он категорически отказывался делать и все время спал. Кстати, еще одна интересная подробность, все санитарки в роддоме были украинки и говорили на украинском, поэтому ощущение было, что я нахожусь не в Чехии, а на Украине.
Мы с сестрами все-таки победили лень ребенка и выписывали меня из роддома уже когда ребенок начал сосать грудь, а случилось это только на 5 день пребывания. Я боялась выходить из роддома пока ребенок не научится есть, и меня по моей просьбе на основании данной причины оставили в роддоме на 5 дней, выписывают же обычно уже на 3-й, если все прошло без осложнений.
Регистрация ребенка
В день выписки ко мне явилась представительница отделения по работе с иностранцами и попросила сразу же предоставить свидетельство о рождении ребенка и сообщить им номер страховки ребенка, когда он все это получит. Так как у меня ПМЖ и ребенок тоже автоматически получал его, то моя страховка покрывала пребывание в больнице для нас обоих, а те мои подруги, которые рожали в Праге, и у которых был только вид на жительство, должны были заплатить за пребывание ребенка в роддоме по 20 тысяч крон. Страховку на ребенка в таком случае можно получить только после получения на него свидетельства о рождении, прохождения медосмотра и сдачи анализов, страховку же на не родившегося ребенка вам не дадут, поэтому выбора нет – заплатить надо. Свидетельство о рождении ребенка выдавали автоматически в городском управлении по месту его рождения, а вот в консульство России и полицию иностранцев нам надо было явиться самолично и заявить о себе до 60 дней после рождения. Причем в полиции еще и требуют сфотографировать новорожденного, без головного убора и верхней одежды, с открытыми глазами, улыбкой и живым блеском в глазах.
В России даже есть турфирма, которая предлагает поехать родить в Чехию. А в Интернете в одном из отзывов рожавшей в Праге женщины было сказано: то, что в Москве считается палатой люкс и роды проходят по высшему уровню и стоят больших денег, то в Чехии обыкновенный стандарт, который распространяется на всех и соблюдается как само собой разумеющееся.
Алина Ахметшина