Наконец, моя мечта сбылась – мне открыли визу в Голландию. С большим трудом, могу признаться. Сначала в посольстве перепутали мой паспорт с однофамилицей. Той женщине тоже потребовалась виза в Амстердам. Потом потребовали еще бумагу об оплате гостиницы. Из гостиницы в Амстердаме срочно прислали факс на двух языках. И мне открыли визу на 3 недели.
Голландия дождлива от прилива
Цветочных чувств тревожной глубины,
Велосипедисты катятся игриво
По лужам облаков моей судьбы
Дождь моросит и летом, и зимою.
Весна скучает где-то за углом
И улыбается луна со мною
Порою переменивая облик свой.
Голландия дождлива от прилива
Висит на небе солнце словно сыр
И расплавляет до красна тюльпаны,
Которыми любуется весь мир.
Упрямый ветер перемалывает мило
В ладонях мельницы осмысленные дни
С потоком воздуха легко я отрываюсь,
Лечу я в сны от этой суеты.
И пробуждением ощущаю снова
Себя на низких землях острова любви,
И зайчик солнца по стене мелькая
Зовет меня на поиски мечты…
Как плохо, что наша Россия не входит в Европейский Союз! Постоянно для выезда надо открывать визу. Но вот все горести позади, я выхожу из самолета, но куда идти, где что найти? Где мой багаж?…Через 30 минут я выхожу с багажом в зал, где меня встречают голландские друзья с букетом цветов. Международный амстердамский аэропорт «Схипхол» по своему архитектурному замыслу – воплощение четкости и прагматизма. Однако рекламная пестрота стен, витражей и стоек превращает его в калейдоскопический лабиринт, где очень легко заблудиться.
Любимая пословица голландцев гласит, что господь бог сотворил небо и землю, а они – Голландию. Если и есть преувеличение, то небольшое: как-никак почти половина страны – это польдеры, суша, которую голландцы своими руками отвоевали у моря. Например, амстердамский аэропорт Схипхол – его название значит «гавань» — расположен на том самом месте, где в 1573 году происходило ожесточенное морское сражение между гезами и испанцами.
Голландские друзья
Мы приехали в Апельдорн. Небольшой дом на несколько хозяев. Дома расположены прямо рядом. Это потому что народу много, а земли мало.
Я привезла всем голландским друзьям русские сувениры. К слову сказать, ответных сувениров не последовало. На следующий день я приготовила незатейливый обед – борщ и салат «селедка под шубой». Пригласили наших соседей – Ришарда и Тьеру. Им очень понравился салат. Я приготовила для них еще один, чтобы взяли домой. Это пара недавно поженилась – у каждого за спиной еще по одному браку. У каждого по трое детей.
Природа
Первые впечатления от города – тишина, чистота, покой. Большой парк за домом. Все на велосипедах. В России велосипед используется как вид спорта и для развлечения детей. Здесь же – как средство передвижения. Кругом цветы. Здесь все насыщено влагой: и небо, и тучные луга, и густая зелень деревьев, и бесчисленные каналы, и мокрый ветер, и дождь, который лишь изредка притворяется, что не идет, а остальное время льет как из ведра. На него просто никто не обращает внимания. Не обращала внимания и я. Через час становится жарко, и я снимаю плащ. На тротуаре под дождем играют дети, на набережной целуются влюбленные.
Голландец всегда должен быть спокойным, рассудительным, не обращать внимания на мелкие неприятности. Только те, кто мало знает голландцев, может заподозрить их в холодности, чопорности и домоседстве. При внешней сдержанности голландцы страшно любознательны, кипуче деятельные люди. Еще больше, чем ругать погоду, они обожают путешествовать и посещать культурные мероприятия. Мы рассмотрели город. В центре выступал хор и оркестр. Под музыку танцевала группа пожилых людей. Через 3 дня мы поехали осматривать Амстердам. Со стороны залива Эйсселмер Амстердам напоминает гигантскую челюсть с серокаменными зубами домов.
Город Амстердам
Издалека видна знаменитая Башня слез. Когда-то жены голландских мореходов собирались здесь, дабы обильными слезами умилостивить грозного Нептуна и таким образом обеспечить счастливое возвращение своих странствующих супругов. Амстердамцы шутят, что жены современных моряков заливаются горючими слезами, когда их мужья возвращаются домой. Видны с моря и здания биржи, одной из крупнейших в Европе – ежедневный оборот ее составляет 20 миллионов евро, – и словно сплетенная из металлических кружев махина Центрального вокзала, опирающаяся на сваи, которые уходят в дно залива Хет-Эй.
На общем фоне средневековых домов и строений начала века резко выделяется «золотой зуб» архитектурного модерна – небоскреб штаб-квартиры нефтяной компании «Шелл». Здание построили во времена, когда фундамент западной экономики еще не ощущал в полной мере разрушительных толчков энергетического кризиса. Окна штаб-квартиры «Шелл», сделанные с небольшим добавлением золота, подобно фонарям гигантского маяка, устремлены в Амстердамскую гавань, как бы указывают судам путь к тихой и безопасной стоянке. Мы путешествовали по каналам на катере и все внимательно рассмотрели.
Музеи
Само название города («Амстердам» – дословно: дамба на реке Амстел) говорит о том, что жителям его, как впрочем, и всем остальным подданным королевства, не привыкать к стихийным бедствиям. Испокон веков в стране люди возводят дамбы, строят отводные каналы, чтобы противостоять морской стихии: почти половина территории государства лежит ниже уровня моря. Но не будем о грустном, я в отпуске все-таки. Мы решили посетить музеи. Мы были в музее, где находится самая большая в мире коллекция работ Винсента Ван Гога – более 200 картин, включая многие знаменитые шедевры художника. В музее также представлена обширная коллекция скульптуры и живописи 19-го века. Мне очень понравились голландские кукольные домики. Это семейные дома в миниатюре, это не только игрушки, но и хобби, которым забавлялись зажиточные дамы «Золотого века». Посетители со всего света приходят в Государственный музей (Рейксмузеум), чтобы насладиться его коллекциями. Для большинства из них основным фактором притягательности является голландская живопись семнадцатого века, известного под названием – Золотой век. Большое разнообразие величайших работ Рембрандта, Франса Халса, Якоба Ван Ресдала, Яна Стена и Йоханнеса Ветмеера гарантирует, что нигде в мире Вы не сможете оценить и насладиться особым характером высококачественной живописи голландской школы, как в этом музее.
Кемпинг на севере Голландии
Через несколько дней мы уехали на cевер Голландии на море, там был заказан кемпинг на 2 семьи. И этот домик был как чудо. На кухне нас ждал букет роз и пожелание хорошо отдохнуть. Все необходимое – посуда, еда, инструменты, велосипеды, игры, стиральная машина – это было так чудесно! 2 спальни, зал, душ, холодильник, туалет, сад – я была в восхищении! Все для отдыха, все для людей! Мы остановились в кемпинге Вилд-парка, но каждый день выезжали в другие города. Например, в местечке Хорн много исторических зданий. В кафе «Оуд Постхоурн» (в переводе сигнал почты) я ела яблочный пирог. Посетили порт с кораблями. На парапете 3 скульптуры, мальчик стоящий, смотрящий в небо и залезающий на парапет. Ян Фабрицус писал об этих скульптурах. Их зовут Айо, Раде, Рольф. На набережной – старая церковь 1532 года. Голландских мужчин легко узнать – они светловолосые и высокие ростом. Улицы узкие, своеобразной архитектуры, крыши треугольные, цвета крыш: синий, зеленый и темно-серый.
Голландцы
На мой взгляд, голландцы – это нация с врожденным чувством красоты. Любая скучная домохозяйка способна превратить окно своего дома в произведение высокого искусства. Я часто останавливалась, любуясь: то ли это дом, то ли витрина магазина, не пойму. Мы посетили Эддам и Волендам. На стоянке было много автобусов с туристами, кстати, были русские группы туристов. Мы ели на набережной рыбу, выловленную тут же, беседовали с девушками-сингапурками на английском языке. Сфотографировались у отеля «Спадер». Этот отель в свое время посетил Ренуар Пьер-Августин, Уолт Дисней, Элизабет Тейлор, Кайзер Вильям, Мухаммед Али (американский чемпион по боксу), Керн Дуглас (американский актер), Марко Ван Вастен (тренер национальной голландской футбольной команды). Мы увидели музей-магазин сыра. На дверях магазина висят старинные фото, повествующие о процессе изготовления сыра. Входя в магазин, слева вы увидите фигуры людей, изготавливающих сыр. Справа вы выбираете головку сыра или сопутствующие товары (шоколад, чай и т.д.). Теодора уплатила 11 евро за головку сыра (400 грамм). «Почему так дорого? – спросила я. – Этот сыр был сделан 7 месяцев назад. Сыр, как и вино, чем старее, тем вкуснее и запах ароматнее. Чем вино выдержаннее, тем оно стоит дороже. Так и сыр».
Сувениры
На набережной мы увидели много туристов из разных стран – из Италии, Испании, Германии, Кореи. В магазинах полно сувениров, можно сфотографироваться в национальных костюмах. У каждого района Голландии свой национальный костюм. Их роспись сувениров похожа на нашу Гжель. Я купила магнитики на холодильник. Собрала их уже целую коллекцию из стран, которые я посетила – Италии, Франции, Бельгии.
Мы посетили базар подержанных вещей: посуда, книжки, бижутерия, кольца серебряные, часы с алмазами стоят недорого. Голландки очень любят украшения, как сороки, и стараются надевать их по любому поводу и к любой одежде. И на базаре, и в магазинах полно различных бус. Но ни одежду, ни обувь (70-80-х годов) вы оттуда не привезете. В последний день моего пребывания мы посетили музей-аквариум. Очень похож на бельгийский зоомузей в Льеже. Теперь пора домой — в Россию. Я покидаю Голландию с обилием впечатлений, со спокойствием в душе, что очень важно при нашем бешеном ритме жизни.
Я не засну и этой ночью, знаю,
Пусть буду плакать громко я.
Но с каждым днем все больше понимаю, как не хватает мне тебя.
Как не хватает мне тех улиц,
Где была и все познала я.
Как не хватает мне тех лиц,
Что в памяти остались навсегда.
Мне не хватает той зари,
Что по утрам меня будила.
Мне не хватает той земли,
Где счастье и несчастье находила.
Татьяна Lejal