Русские в Бразилии

1
111
Поделиться в Facebook
Твитнуть в Twitter
www.ricolor.org

 Статья из архива Виктора Селина, об истории и современности русской эмиграции и ее потомков в Бразилии. (Благодарим Константина Иосифовича Петрушенко за предоставленный материал).


Первые контакты между Россией и Бразилией произошли в начале 19 века.

Исходный исторический контакт состоялся в 1804 году по случаю первого российского кругосветного путешествия. Корабли, участвующие в этой экспедиции – «Надежда» и « Нева», побывали в бразильских портах а также и в порту Ресифи на северо-востоке Бразилии. Гласит легенда, что во время их пребывания в этом порту, местные жители пригласили русскую команду на городской праздник и там, в разгаре веселья, моряки пустились в русский пляс. Их танец так понравился бразильцам, что они, быстро его освоив, со временем внедрили в местный фольклор. Так объясняется появление известного бразильского народного танца «фреву».
В экипаже этой кругосветной экспедиции участвовал знаменитый ученый Г.И. Лангсдорф, немецкого происхождения, натуралист, географ и геолог, исследовавший регион Камчатки и территории «русской» Америки.  Позже, Г. Лангсдорф сыграл важную роль в установлении более тесных отношений между Бразилией и Россией. Его ученая деятельность была связана с Бразилией с 1813 года, когда он был назначен российским генеральным консулом в г. Рио-де-Жанейро. В 1826 году, выйдя в отставку с дипломатической службы, он организовал экспедицию (оплаченную императором Александром I) для исследования и изучения бразильской территории. Экспедиция покрыла свыше 11,5 тысяч километров, совершив переправу бассейнов рек Парана, Парагвай и Табажос. Подобная переправа, в условиях того времени, считается настоящим подвигом ее участников. В 1828 году, Лангсдорф завершил рукопись своих исследований по физической географии шт. Мату-Гроссу: детальное изучение бразильского плоскогорья, ставшее первым европейским трактатом такого типа. В Бразилии, память Г. Лангсдорфа и его научных достижений чтится до сих пор.
Обоюдный интерес обоих стран в установлении дипломатических отношений начался сразу после декларации независимости Бразилии от Португалии. 9 декабря 1927 года, российский министр иностранных дел, г-н Несселдор, направил депешу всем русским посольствам с оповещением о официальном признании Россией страны Бразилии. Таким образом, Россия стала 27-ой нацией признающей новою южноамериканскую империю. Это было официально извещено бразильскому императору Дом Педро I 2-го января 1828 года.
Первым русским послом в г. Рио-де-Жанейро был назначен Ф. Борел (французского происхождения), много лет служивший российским генеральным консулом в Португалии. Он тоже сыграл важную роль в укреплении первоначальных русско-бразильских отношений и развития коммерции между этими странами, повысив экспорт бразильских товаров в Россию. Если, за период с 1813 по 1825 годов российские порты не посетил ни один корабль из Бразилии, то с 1826 по 1828 гг. в Россию прибыло 49 кораблей с бразильскими товарами а 2 корабля отвезли русские товары в Бразилию. Россия получала сахар, кофе, какао и высококачественную древесину для украшения интерьеров петербургских дворцов экспортируя в Бразилию железные сплавы. А.С. Энин, русский посол периода от 1883 по 1892 гг., также много разъезжал по стране, кропотливо исследуя природу, экономику и обычаи бразильского населения. По своему возврату в Россию, в начале ХХ века, написал произведение «По Южной Америке» (в 3-х томах).
Иммиграция из Европы
1905 г.
Первая официальная русская иммиграция в Бразилию произошла после злополучного революционного восстания 1905 года в России, когда бразильское правительство предложило право убежища революционерам.
В 1906 году отдельные группы людей, недовольные литургическими новшествами внедряемыми Русской Православной Церковью, так называемые — «староверы», с целью поддержания своих религиозных убеждений решили покинуть страну. Эти группы состояли, в основном, из крестьян из разных районов России. Приехав в Бразилию они основались в провинциях некоторых штатов создав маленькие сельскохозяйственные коллективные поселения. В штате Мату-Гроссу, староверы ведут такой образ жизни до сих пор.
1918 г.
Вторая иммиграция, более крупная, началась с 1918 года и состояла из людей бежавших от советской революции. Особенно в 1920 году и позднее приехало в Бразилию большое количество «белых русских» из Крыма.
Русские иммигранты 1921 года были люди разных социальных и профессиональных классов свергнутого царского режима: студенты военных училищ, писатели, ученые, духовенство и, главным образом, офицеры и солдаты побежденной «белой» армии, которые боролись против внедрения коммунистического строя. На военных и торговых суднах, а также и на маленьких лодках разных национальностей они переплыли Черное море до Стамбула и доехали до Галлиполя и до острова Лемноса, в Турции. Оттуда, направились в разные страны мира, в том числе и в Бразилию.
В 1926 году, другая группа иммигрировала из России по маршруту Балтийского моря, пройдя главным образом через Эстонию и более к северу — через Финляндию.
В те времена иммиграция в Бразилию поощрялась местным правительством, так как штат Сан-Паулу предоставлял льготы на приезд крестьян и людей привыкших к тяжелым полевым работам. Недовольные и преследуемые в своей родной стране, эти группы не усомнились скрыть свои знания и культуру для того, чтобы воспользоваться предоставленной возможностью и таким образом убежать от коммунизма.
1945 г.
В 20-е года тысячи русских семей нашли убежище в соседних странах России: в Польше, Эстонии, Чехословакии, Югославии, Болгарии и Китае. В 1945 году, по окончанию 2-ой Мировой войны, Советский Союз распространил свой контроль над странами западной Европы. Русским, проживающим в изгнании в тех странах, пришлось снова эмигрировать. К этим группам эмигрантов присоединились люди, попавшие в плен к немцам во время войны, которых заставили там работать на неприятеля. Эти люди опасались осуждения сталинским режимом за «сотрудничество с врагом» и снова попасть в тюрьму или под расстрел. Среди них было много солдат советской армии, которые по окончанию войны дезертировали и перешли к западной армии. Эти люди были названы «Displaced Persons (DP)». По началу их устроили в Австрии, в лагерях для беженцев под ответственностью UNRRA (United Nations Relief and Rehabilitation Administration) а в последствии под IRО (Intemational Refugee Organization). Позже, они были направлены в разные страны, в том числе и в Бразилию как люди без гражданства. Самая большая группа русских иммигрантов приехавшая в Бразилию прибыла из германских, австрийских и итальянских лагерях для беженцев. По прибытию в Бразилию, их приютили в специально построенных общежитиях «Илья-дас-Флорес» в г. Рио-де-Жанейро и «Кампу-Лимпу-Паулиста» в г. Сан-Паулу. Это большое иммигрантское движение продолжалось до начала 50-х годов.
Данные бразильского правительства о русской иммиграции показывают въезд в страну 123.727 русских за период от 1919 до 1947 гг. Подобная цифра кажется невероятной и, возможно, что тут произошла ошибка с общим понятием о «русских». Можно допустить, что большая часть так называемых «русских» состояла из украинцев, армян, литовцев, латышах и т.д.
Иммиграция из Китая
В конце XIX века российская империя решила протянуть рельсы транссибирской магистрали до Владивостока, на восточной границе России. Для рационализации этого провода рельс, был заключен договор с Китаем, предоставляющий России часть территории Маньчжурии. Таким образом, большая группа техников и инженеров, вместе со своими семьями, переехала в этот регион и, на берегу реки Сунгари основала маленький железнодорожный поселок, названный Харбином. Поселок быстро развился и, через несколько лет, превратился в большой и процветающий русский промышленный город с церквами, госпиталями, школами, университетами, театрами, магазинами и т.д.
В 1918 году, с победой «красных» большевиков, часть побежденной армии «белых» восточного фронта, сбежала в Китай и основалась в том же Харбине. Советское правительство, придя к власти, объявило аннулированными все договоры Российской Империи и, таким образом, Харбин стал принадлежать Китаю. На практике это абсолютно не повлияло на жизнь русского населения Харбина. Во время II Мировой Войны, весь регион был захвачен японской армией, но и тут город и русское население не были тронутыми. Только Китайская Революция в 1947 году изменила эту стабильность, так как новое коммунистическое китайское правительство потребовало выезд всех иностранцев из страны. Русским снова пришлось искать другие убежища. Начиная с 1953 года они направились в свободный порт Гонконг и, оттуда разъехались в США, Австралию и Бразилию.
За период 1949 – 1965 гг. прибыло в Бразилию около 25 тысяч русских иммигрантов, беженцев от китайской революции. Большинство из них были детьми русских эмигрантов прибывших в Китай убегая от коммунистической революции в России (в 1917 году) по окончанию Первой Мировой Войны.
Бразилия великодушно приняла эту новую группу иммигрантов. В те времена, было принято говорить о «русских беженцах», т.к. они приезжали сюда по политическим и религиозным причинам. Некоторые из них не ужились в Бразилии и, воспользовавшись гостеприимством, поехали в другие страны, главным образом в США, Канаду и Австралию.
Жизнь русских в Бразилии
Русские иммигранты сосредоточились в больших городах как Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Порту-Алегри. В штатах Парана, Мату-Гроссу и Гойас основались вышеупомянутые «староверы».
Постепенно, они приспособились к новым условиям, работая, изучая португальский язык и их дети получили высшее образование в местных университетах. Таким образом, с трудом, умом и сбережениями достигли хорошего социального и экономического жизненного уровня.
Новое поколение детей иммигрантов, обучаясь в местных школах и университетах полностью интегрировалось в жизнь Бразилии. Но, одновременно, начало терять родной язык т.к. у работавших родителей не было времени для их обучению а уроки русского языка, истории и литературы сосредоточились в маленьких частных школах при православных церквах.
Со временем, существующие первоначально русские газеты и типография, закрылись, ввиду того, что из нового поколения мало осталось тех, кто еще читает и пишет по-русски. По этому вопросу, староверы в штатах Парана, Мату-Гроссу и Гойас, показали себя более организованными. Они успешно занимаются сельскохозяйственными работами, но их дети сохраняют язык, вероисповедание, традиции и обычаи своих родителей. Их дети также учатся в школах и университетах страны, но умеют говорить, писать и читать на родном языке. Из русских иммигрантов редко кто стал, так называемым, «бомжом» или зависимым от благотворительных фондов церквей.
Самая крупная русская колония, находящаяся в г. Сан-Паулу, построила три больших и хорошо оснащенных старческих домов для русских стариков.
Религия
Почти все русские приехавшие в Бразилию – православные. По приезду в г. Сан-Паулу, они по началу пользовались местным сирийским православным храмом для своих богослужений. Но, уже в 1930 году, построили свою собственную церковь: Свято-Троицкий храм в регионе Вила-Алпина. В 1935 году по приезду епископа Феодосий была основана Православная Епархия со штаб-квартирой на ул. Тамандарэ, где был построен Свято-Николаевский собор. Были также построены еще несколько православных храмов в г. Сан-Паулу и в других регионах Бразилии (в городах Рио-де-Жанейро, Порту-Алегри, Гойания и Санта-Роза).
Русские иммигранты принадлежат патриархату «Русской Православной Церкви в Изгнании», со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В настоящее время идут попытки основания в Бразилии православной церкви принадлежащей Московскому Патриархату.
Избрано из архива Виктора Селина
Бразилия 2004 г.
Константин Петрушенко
 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Русские эмигранты в Бразилии и запрещенные книги — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ