Чешская школа: сегодня и 10 лет назад

0
91
Поделиться в Facebook
Твитнуть в Twitter

2013 год подходит к концу. В попытке оценить очередной этап, оглядываюсь на 10 лет назад.В сентябре 2003 года моя семья переехала из  Белоруссии в Чехию. Младшему сыну тогда было три года, и мы сразу определили его в чешский детский чад. Старшей дочери — девять лет. В Белоруссии она закончила третий класс. По приезду в Прагу поступила в третий класс в школу при российском посольстве (в четвертом не было мест).

Чуть позже мы перевели ее в четвертый, но уже в чешскую школу. В то время у нас еще не родился третий ребенок. А сейчас ему 8 лет. Мальчишка ходит во второй класс чешской школы. Сравниваю методы и способы обучения в начальной чешской школе в 2003 и в 2013 годах и замечаю, что тяжело вздыхаю.

Тогда, десять лет назад, приятно поразил способ, которым приучали детей быть свободными. Всегда давали на выбор одно из двух аналогичных упражнений. Любой из двух столбиков с примерами по математике, или одну из двух задач. Одно из двух заданий по языку. Так просто, но ребенок учился выбирать, влиять на события. Да, на примитивном уровне, но дети учились делать выбор осмысленно.

Следующая радующая мелочь: столы в кабинетах школы раз в месяц переставляли, меняли схему расстановки. Это простой, безболезненный способ бороться с законсервированностью.

Но свобода и вседозволенность — два совершенно разных понятия. Сидеть за столом надо было ровно, не развалившись. Аргумент – культура поведения. Говорить во время урока разрешалось, но по делу и четко формулируя мысль. Я сама работаю с детьми, и знаю, что удержать равновесие между свободой и анархией, дисциплиной и тоталитаризмом – непростая задача, требующая от учителя постоянного контроля над ситуацией и собой.

Мне очень нравилась технология образования в чешской начальной школе того времени.

А что теперь?

В 2005 году родился младший. В прошлом году пошел в чешскую школу, обучающую по инновационной программе «Začít spolu». Нам приглянулась эта программа своими принципами. Вот некоторые их них:

— Сотрудничество между семьей и школой;

— Индивидуальный подход в обучении;

— Разработка методов и форм оценки;

— Работа в центрах по интересам.

В реальности получилось затянувшееся продолжение детского сада.

Незабываемый шок получила уже 1 сентября прошлого года. В первый раз в первый класс! Дети нарядные сидели на ковре в кругу и учительница проводила первую беседу с ними. Родители присутствовали, так как все мероприятие должно было занять не более получаса.

И вот учительница поздоровалась, представилась и дала задание детям: каждый по очереди, по цепочке, спросит справа сидящего как его зовут, а потом скажет: «Приветствую тебя в нашей прекрасной школе!».  И вот 22 ребенка друг за другом повторяли эту фразу: «Приветствую тебя в нашей прекрасной школе». Такой отвратительный  жест власти.

Это было в прошлом году. Теперь он второклассник.

Ему до сих пор не ставят оценки – это может травмировать психику ребенка, если он будет плохо учиться. Дети с  учительницей на «ты» — политика программы. Они просто не умеют ко взрослым обращаться на «вы».

А потом общество будет говорить им «грубияны»?

Дети до сих пор не владеют техникой письма. Спрашивала у учительницы: «В чем дело? Почему не поправляете мальчика, когда он единицу пишет снизу?». «В современном мире уже почти не нужен навык письма. Печатать надо уметь», — ответила она.

Ученики очень много раскрашивают. Даже не рисуют, где можно проявить фантазию, личность. Именно раскрашивают — прекрасный способ убить время и полет мыслей. Совершенно не учат стихи. Знают песенки и четверостишия, которые выучили в садике или с родителями.

С первого класса идет изучение английского языка, но еще не достигнут уровень знания, полученного в детском саду.

Полное разочарование! Поэтому от второго полугодия второго класса переводим сына в классическую школу. Кто знает, может инерционность окажется продуктивнее.

Но все же очевидно, уровень образования в Чехии заметно падает.

Разумеется, школа, как важная часть общества, повторяет его проблемы. Система не поддерживает незаурядного преподавателя, его талантливую работу. В теории, чистому капитализму не нужны эрудированные развитые люди. Ему нужна серая масса одинаково послушных людей с воспаленным чувством потребления, которые будут четко выполнять единственную функцию: работать. В этой теоретической системе мыслитель постоянно будет натыкаться на неодобрение: «Знай свой шесток», «Тебе больше всего надо?», «Что можно Юпитеру, того нельзя быку», «Выскочка»…

В реальности наблюдается то же самое. Интеллектуалу-одиночке непросто.

Только при условии, что основная масса преподавателей школы — сильные личности, знающие свое дело, можно надеяться, что учащиеся получат максимум знаний и умений. А именно это интересует нас, как родителей. Не причина, а следствие. Дети должны быть развитыми, образованными, способными самостоятельно и полноценно жить в обществе.

А вывод какой? Только мы — родители — можем дать образование своим чадам. Мы сами должны тщательно подбирать школу, лично общаться с директорами и преподавателями, развивать детей, водить в библиотеки и музеи, давать читать качественную литературу, искать кружки по интересам и опять общаться с преподавателями. Никто, кроме нас, этого не сделает.

Татьяна Каровина, основатель пражского центра развития человека
«Крокодил», тренер психологического развития и мотивации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ