Редакция журнала «Я эмигрантка» подготовила небольшой обзорный материал о самых выдающихся эмигрантках русского происхождения прошлого столетия. Надеемся Вам будет интересно узнать, как складывались судьбы самых амбициозных, эмансипированных и культовых женщин в эмиграции прошлого века.

 1887.jpg Софья Ковалевская  Желая получить высшее образование (в России женщинам поступать в высшие учебные заведения было запрещено), вышла замуж за Владимира Ковалевского, чтобы выехать за границу. Вместе они обосновались в Германии.

Она скончалась от воспаления легких 29 января 1891 года. Могила самой знаменитой женщины-математика находится на Северном кладбище столицы Швеции.
Марина Цветаева  В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. К 1939 году вся семья вернулась в СССР. Однако в скором времени Ариадну арестовали, а Эфрона расстреляли. После начала войны Цветаеву с сыном эвакуировали в Елабугу, где поэтесса и повесилась. Точное место ее захоронения неизвестно.

Анна Павлова 1920-.jpgВ 1911 году Павлова, уже ставшая к тому времени звездой мирового балета, вышла замуж за Виктора д’Андре. Супруги поселились в пригороде Лондона в собственном особняке. Живя вдали от России, балерина не забывала о родине: во время Первой Мировой отправляла лекарства солдатам, после революции снабжала продуктами и деньгами учеников хореографического училища и артистов Мариинского театра. Впрочем, возвращаться в Россию Павлова не собиралась, о власти большевиков она неизменно отзывалась резко отрицательно. Великая балерина скончалась в ночь с 22 на 23 января 1931 года, за неделю до своего пятидесятилетия, в Гааге. Ее последними словами были «Приготовьте мне костюм Лебедя».

Ольга Чехова. Актриса и разведчица в тылу Гитлера агент, разведчица, актриса, длиннопост Ольга Чехова  Полвека имя этой женщины на её родине было почти проклятым. Ещё бы! Русская, да ещё с фамилией Чехова, уехав из России, стала «государственной актрисой» фашистской германии и чуть ли не подругой Гитлера! Началось всё банально. Начальник КРО — контрразведывательного отдела ГПУ Артур Христофорович Артузов взял за правило регулярно просматривать списки лиц, подавших заявления с просьбой о разрешении выезда на постоянное жительство за границу. Увидев в одном из них имя актрисы МХАТа Ольги Константиновны Чеховой, ходатайствующей о выезде в Германию для «получения образования в области кинематографии», и рассудив, что она вполне могла бы пригодиться ГПУ, решил встретиться и побеседовать с ней лично.  Ольгу Чехову привлекало искусство кино, что было главной причиной, по которой в 1922 году она решила уехать в Германию, где открывались новые киностудии и снималось огромное, по меркам того времени, количество фильмов.

С первых же дней жизни в Берлине Чехова взяла за правило не поддерживать никаких отношений с русскими эмигрантами. Ей были неинтересны, да и несимпатичны эти растерянные люди, смертельно тосковавшие о прошлом и жившие только ожиданием скорого падения большевиков. Нехватало на ненужное общение и времени — если она хочет сниматься в немецких фильмах, а Ольга этого очень хотела, нужно было как можно быстрее в совершенстве овладеть языком. В артистический мир Берлина ей пришлось пробиваться самой. Далеко не сразу, но это удалось — помог несомненный талант, и, начав с маленьких эпизодических ролей, актриса со временем превратилась в звезду мировой величины. Чехову снимали не только в Германии, но и во Франции, Австрии, Чехословакии, на Балканах и даже в Голливуде. Так в подходящее время актриса Чехова сумела сблизиться с Евой Браун, официальной «любимой женщиной» Гитлера, и знала от неё всё, что касалось личной жизни фюрера. Познакомились они совершенно случайно летом 1935 года в мюнхенской опере. В тот вечер давали «Тристана и Изольду» Вагнера, и соседкой Чеховой по ложе оказалась молодая красивая немка с грустным лицом. Разыгрывавшаяся на сцене история трагической любви французского рыцаря и жены короля, видимо, так действовала на неё, что женщина то и дело вытирала слезы. «Всё, как и у нас с Адольфом: долг убивает чувства!» — вырвалось у неё. Это тронуло Ольгу, и она постаралась утешить немку, назвавшуюся Евой Браун. В то время это имя было ещё мало известно, хотя слухи, будто Ева Браун — любовница набиравшего силу нацистского вождя, уже ходили. Интуиция подсказала Ольге, что такое знакомство может оказаться полезным. Поэтому, когда после спектакля немка попросила её поставить свой автограф на театральной программке, Чехова тут же согласилась и даже пригласила Еву посетить киностудию, чтобы посмотреть, как делается кино. Так началась дружба знаменитой актрисы с подругой фюрера Евой Браун, оказавшейся особой довольно откровенной и поведавшей о своём высокопоставленном дружке немало интересного. Именно эти «женские секреты» и сообщала Ольга Чехова доверенным посланцам Берия, а уж он умело использовал полученную эксклюзивную информацию в своих регулярных докладах Сталину. Гитлер как личность, со всеми своими сильными и слабыми сторонами, всегда очень интересовал Сталина, и понятно, что такая поразительная осведомлённость поднимала в глазах Сталина престиж и влияние самого Лаврентия Павловича. Поэтому свой ценный источник Берия сохранял для «личного пользования» и после того, как в 1942 году органы госбезопасности, а вместе с ними и разведка НКВД вышли из его подчинения. Безопасность Чеховой гарантировало ещё и то, что поступавшая от неё информация не шла ни в какие секретные разведывательные сводки, а ложилась только на стол Берия.  Интерес Сталина к личной жизни Гитлера диктовался не столько любопытством, сколько стремлением лучше узнать своего врага, чтобы предвидеть и упреждать его действия. Информируя об этом, Ольга Чехова, сама того не подозревая, действительно влияла на сферы, относящиеся уже к большой стратегии. Главное, на что обращал внимание Сталин в донесениях,- это заключения врачей о состоянии здоровья Гитлера, о диагнозах и прогнозах течения его болезней.

По-разному складывались судьбы разведчиков-нелегалов после окончания войны — одни были отозваны в Москву, другие продолжали жить под прежними вымышленными фамилиями.  Чехову отпустили с миром. Правда, по возвращении в Германию жизнь пришлось начинать сначала. Поселившись в Мюнхене, знаменитая актриса основала косметическую фирму, которая со временем стала ведущей в отрасли. А в 1972 году за заслуги перед ФРГ президент вручил ей Большой крест. Умерла Ольга Чехова в Германии в 1980 году в возрасте восьмидесяти трёх лет. К рассказу о замечательной русской актрисе и советской разведчице Ольге Константиновне Чеховой остаётся добавить, что и после войны её связи и контакты активно использовались советской разведкой.

 Галина Вишневская Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 года театра «Ла Скала» (Милан) «Турандот» Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Ф. Корелли и Б. Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).Обширная дискография певицы содержит записи опер и камерной музыки. В сентябре 1969 года Г. Вишневская и М. Ростропович предложили проживать на своей даче А. И. Солженицыну, в октябре 1970 года написали открытое письмо в его поддержку. В ответ на это власти практически полностью исключили упоминание о певице в СМИ, ввели ограничения творческой деятельности. Тем не менее певица продолжала выступления в Большом театре, с успехом гастролировала за рубежом, в 1971 была награждена Орденом Ленина. В марте 1974 года вместе с мужем обратились к Л.И. Брежневу с просьбой о разрешении выезда за границу, которая была удовлетворена. В том же году выехала с мужем и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР. Во время пребывания за рубежом, в марте 1978 года, Г. Вишневская и М. Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград — «за действия, порочащие звание гражданина СССР». Проживали в США, во Франции. Певица выступала в крупнейших театрах мира, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Прощальное выступление Г. Вишневской состоялось в парижской Гранд-Опера в октябре 1982 (в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, дирижировал М. Ростропович), после чего оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью. Продолжала концертную деятельность, записывала пластинки, проводила мастер-классы. В январе 1990 года, после обращений ряда деятелей искусств, Г. Вишневской и М. Ростроповичу было возвращено гражданство СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении государственных наград был отменён. В феврале 1990 года вернулась в СССР, стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней прожила со швейцарским паспортом. С 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова в Москве. В далёком 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне отрицательно оценивает общественный строй в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Г. Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею. Скончалась 11 декабря 2012 года на 87-м году жизни в Москве.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here